вторник, 15 сентября 2015 г.

Психологическая готовность к школе

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. 
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Венгер Л.А.

Известный советский и российский психолог Леонид Абрамович Венгер в двух предложениях, очень емко охарактеризовал суть феномена психологической готовности к школе. Появляясь на рубеже 6 и 7 лет, это явление характеризует такой уровень психического развития ребенка, который позволит ему легко и с удовольствием обучаться в начальной школе.

Психологическая готовность к школе - условие, необходимое при поступлении ребенка в первый класс. Это понятие является комплексным и включает в себя не только интеллектуальную, но и мотивационную, волевую, коммуникативную и эмоционально-личностную готовность. Незрелость даже одной из этих сфер может негативным образом сказаться на адаптации ребенка к началу школьного обучения и в пределе явиться причиной психогенной школьной дезадаптации (ПШД). Это понятие означает тотальную неуспешность ребенка по большей части школьных дисциплин, переживание им сильнейшего эмоционального стресса.

В контексте обозначенных выше рисков формирование психологической готовности ребенка к школе оказывается чрезвычайно важным мероприятием, которое нуждается в самом пристальном внимании родителей будущих первоклассников.

К сожалению, в ситуации массового стремления родителей воспитать уникальных в своем развитии детей-интеллектуалов из виду упускаются как естественные возможности всех сфер возрастного развития, так и индивидуально-типологические особенности личности ребенка. Интенсивные программы раннего развития, реализующие, как правило, стратегию акселерации (то есть ускоренного обучения), не учитывают возможностей ребенка и фактически могут серьезно травмировать его. Погоня за тотальной успешностью может обернуться полностью противоположным результатом. К наступлению возраста поступления в первый класс у ребенка уже может сформироваться выраженное негативное отношение к занятиям, урокам, любым нагрузкам учебного характера. С такими детьми чрезвычайно трудно работать даже опытным педагогам -профессионалам, а уж для родителей их воспитание представляет собой зачастую настоящее испытание.

Как же быть родителям, которые искренне заинтересованы в гармоничном развитии их ребенка? Вот некоторые рекомендации, которые помогут сориентироваться в проблеме психологической подготовке ребенка к школьному обучению - и не только в ней.

  1.  Будьте умеренны в своих требованиях, не насилуйте ребенка, если Вы видите, что он психологически не готов отвечать Вашим стандартам.
  2. Давайте ребенку позитивную обратную связь в случаях, когда он ее заслуживает. Покажите ему, что Вы радуетесь его успехам. Но не хвалите без причины - ребенок должен учиться осознавать и ценить свои сильные стороны и работать над слабыми.
  3. Уделяйте внимание эмоциональному развитию Вашего ребенка. Позволяйте выражать свои естественные переживания, говорите с ним на волнующие его темы, помогайте осознавать свои эмоциональные состояния. Не допускайте "замалчивания" конфликтов, подавления ребенком своих чувств. Уважайте мнение и чувства ребенка. При этом обратите Ваше внимание на необычные, не адкеватные ситуации эмоциональные проявления - это может быть как возрастным феноменом, так и индивидуальной чертой.
  4. Если Вы видите или предполагаете наличие проблем в развитии ребенка, обращайтесь за консультацией к психологу, логопеду, неврологу - чаще всего можно избежать колоссальных трудностей в будущем, просто предупредив их предпосылки в настоящем.
  5. Давайте ребенку нагрузку в умеренных пределах, не допускайте его переутомления - лучше разбить задание на несколько частей, чем подвергать еще неокрепшую нервную систему Вашего чада стрессу. При этом мягко тренируйте, развивайте его способность к усидчивости - лучше начать делать это заранее и в медленном, комфортном для ребенка темпе, чтобы к моменту поступления в школу это не было стрессовой ситуацией для его нервной системы.
  6. Приучайте ребенка к соблюдению режима сна, питания, занятий - это станет огромным подспорьем ему в дальнейшей школьной жизни.
  7. Предоставьте ребенку место для самостоятельных занятий, простор и все необходимые материалы для творчества. Приучайте держать в порядке свое игровое и рабочее место.
  8. Прививайте ребенку интерес к школе, формируйте ее положительный образ. Не пугайте его большой нагрузкой и ответственностью.
  9. Учите ребенка хорошим манерам, правилам поведения в обществе. Воспитывайте в нем уважение не только к старшим, но и к своим товарищам, вежливость, учите быть внимательным к тому, что говорят и делают окружающие.
  10. Любите ребенка, давайте ему почувствовать Вашу любовь! Не отказывайте ему во внимании и ласке - ведь Вы самые близкие для него люди в этом мире.

Комментариев нет:

Отправить комментарий